Виктория Катамашвили
Проводник нижегородских промыслов и ремесел

Автор и руководитель социально-просветительского ресурса о декоративно-прикладном искусстве и народных художественных промыслах Нижегородской области «Мастерская радуги», со-основатель социокультурного проекта «Нижегородское Золотое кольцо народных художественных промыслов и ремесел», член Общественной палаты Нижнего Новгорода, инициатор учреждения «Дня народных художественных промыслов Нижегородской области».

Сейчас сайт «Мастерская радуги» — это «виртуальная энциклопедия» нижегородских мастеров, нижегородских промыслов и ремесел, мест традиционного бытования НХП, дайджест культурных событий региона.

— Я считаю, что народным художественным промыслам России необходимо придать официальный статус нематериального культурного наследия страны – это будет способствовать сохранению и развитию НХП именно с точки зрения передачи традиционных навыков, умений, технологий. И необходимо ратифицировать Конвенцию ЮНЕСКО, что позволит нашим промыслам в дальнейшем войти в «Список нематериального культурного наследия» ЮНЕСКО.

рецензии

Этот проект — фаворит для меня в этой номинации: привлекла возможность придумать и «сконструировать» самому из большого количества элементов, различающихся как по форме, так и по росписи именно свой вариант изделия; и,особенно, дополнять интерьер изделиями в том же стиле, но другой формы, назначения; деликатность использования росписи; варианты с коллекционной росписью, дополнительные наборы элементов поддерживают интерес к данной линии. Также «+»: традиционность используемой росписи; возможность изготовления и сборки всего изделия на предприятии. Примечание: автор — Галина Александрова, описание подписано «С уважением, Анжела»?
Гроздь смородины — один из узнаваемых мотивов в росписи. Удачно обыграна и форма, и цвет ягоды — черная, красная и белая смородина. «Скрытость» росписи внутри ягоды подчеркивает ее ценность. Понравилась идея с постером, повторяющим рисунок росписи в светильнике. Продумана «сборность» конструкции абажура, позволяющая расписать его изнутри. Также «+»: традиционность используемой росписи; возможность изготовления и сборки всего изделия на предприятии.
Комод «Парадный» — яркий акцент в интерьере. Возможность менять между собой ящики в рядах (в верхнем и среднем) — дополнительная возможность создать предмет «под себя» Также «+»: традиционность используемой росписи; возможность изготовления и сборки всего изделия на предприятии.
Отличная идея — наглядно показать процесс создания росписи в одном наборе. Также «+»: традиционность используемой росписи; возможность изготовления всего изделия (деревянный вариант) на предприятии. Предложение:рассмотреть возможность использовать эти наборы как декоративные тарелки — украшающие стену между их «утилитарным использованием» как тарелок.
отрицательно отношусь к данной идее.
Симпатичная идея для подарка, в качестве сувенира. «+»: возможность изготовления всего изделия на предприятии. Предложение: дополнить упаковку (коробку или вкладыш) рисунком с мотивами хохломской росписи, элементы которой «просматриваются» в рисунках «бровей» и «глаз»
Симпатичный подарок, яркий акцент в интерьере. Возможность не только на свой вкус собрать вариант лампы, но и менять ее вид по желанию. «+»: возможность изготовления и сборки всего изделия на предприятии, изготовления дополнительных элементов (стеклянного абажура) в области (соседний район) «?»: нет пояснения способа крепления между собой деталей — за счет провода, проходящего через них?

Неожиданный вариант соединения в одном изделии мотивов традиционной росписи и графических элементов, ассоциативно связанных с известными художественными направлениями,возможно, найдет своих поклонников.
Возможность «бесконечного» продолжения и дополнения линейки предложенных вариантов изделий, в том числе и сувенирной продукции с данными «принтами».

«+»: возможность изготовления и сборки всего изделия на предприятии.
«?»: необходимость «трафаретного» нанесения графических рисунков

Отношение к хохломскому панно как к «музейному предмету» благодаря такой его подсветке обращает особое внимание на его красоту. Вместе с тем мы получаем вполне функциональное изделие, акцент в интерьере. «+»: традиционное изделие — круглое панно с хохломской росписью «?»: необходимость дополнительного оборудования (осветительной арматуры с держателем, на котором закреплено панно)
Эффектный светильник, позволяющий создавать различные варианты благодаря своей конструкции и возможности использования расписанных и однотонно окрашенных бусин. «+»: возможность изготовления и сборки всего изделия на предприятии. «?»: при использовании не полых бусин конструкция может быть достаточно «весомой». Как вариант — использование полых бусин, закрывающихся на резьбе, что позволит дополнительно, при желании, менять друг с другом «половинки»
Хорошая идея для подарка, в качестве игры для детей, так и сувенира для взрослых. «+»: возможность изготовления всего изделия на предприятии. Предложение: дополнить упаковку (коробку или вкладыш) рисунком с мотивами хохломской росписи, элементы которой представлены в презентации (на черном фоне), так как прямой ассоциации у незнакомого с хохломской росписью, может и не возникнуть.
Стильная серия функциональных изделий, которая может быть эффектным акцентом в интерьере. Деликатное использование росписи привлекает к ней внимание. Возможность выбора изделий комплекта позволяет составить «свою композицию». «+»: традиционное изделие, возможность изготовления всего изделия на предприятии.
Привлекает эффектное воплощение матрешки в ювелирном украшении — как в форме самого кольца «матрешки», так и в идеи его «многослойности». Интересны оба варианта основы, но для реализации на предприятии, возможно, предпочтительна деревянная. «+»: возможность изготовления всего изделия на предприятии в варианте деревянной основы. «?»: Не вполне оправдано использование натурального камня для соединения деталей в случае деревянной основы. Для вкладки необходима «миниатюрная роспись»; а также навыки работы с ювелирными изделиями при металлическом исполнении основы.
Отличная идея — наглядно показать процесс создания росписи в одном наборе. Также «+»: традиционность используемой росписи; возможность изготовления всего изделия (деревянный вариант) на предприятии. Предложение: рассмотреть возможность использовать эти наборы как декоративные тарелки — украшающие стену между их «утилитарным использованием» как тарелок. «?»: основной ассортимент предприятия – разнообразные шкатулки. Для изготовления посуды необходима работа с «пищевым лаком»
Функциональный предмет, удачно вписывающийся в тему отдыха на природе. «?»: основной ассортимент предприятия – разнообразные шкатулки. Для изготовления посуды для горячих напитков необходима работа с «пищевым лаком»; Необходимость приобретения «основных комплектующих» — колбы термосов.
Этот проект — фаворит для меня в этой номинации. Форма изделий ассоциируется с традицией, но вся серия выглядит легко и современно. Сборка изделий из отдельных деталей, возможно, вдохновит на новые варианты для серии. «+»: новое направление для предприятия — мебель; изготовление и сборка всего изделия на предприятии.
Функциональный предмет. «+» возможность изготовления и сборки всего изделия на предприятии. Предложение: продолжая «тему колодца» можно дополнить изделие крышкой, защищающей содержимое от пыли.
Функциональный предмет, вносящий «душевный» акцент в деловую обстановку. «+» возможность разной ценовой категории – в соответствии с классом «акустической начинки» разработать разные варианты росписи «-» необходимость приобретения «основных комплектующих» – акустических систем
Понравилась идея «набор для чая»: поднос с подстаканниками — наиболее проработанная идея из предложенных автором. Отмечу идеи интерьерных композиций и некоторых украшений.
Предложено новое направление — с учетом «неохваченной» основным ассортиментом предприятия — для аудитории детей и молодых родителей, стремящихся к развивающим, но экологическим игрушкам. Использование в росписи каждой матрешки отдельных узнаваемых элементом — еще один «+» для ознакомления ребенка с традиционной росписью.
Привлекательный элемент оформления детской комнаты, привносящий сказочность и яркость городецкой росписи в мир ребенка
Этот проект — фаворит для меня в этой номинации. «Возвращение к истокам» — по смысловой наполненности: как и встарь — после работы донце прялки вешалось на стену для украшения избы — традиция обретает новое дыхание и современное звучание. Преемственность подчеркнута выбором мотивов росписи — с работ старых городецких мастеров. Темный цвет птицы на светлом фоне напомнил еще более раннюю традицию инкрустации резных донец мореным дубом.
Великолепная идея! Актуальная интерпретация традиционных «пожеланий» и «напутствий», столь характерных для городецкой росписи — начиная с прялок, мочесников и продолжая более современными панно-картинами.
натуральное дерево и традиционная резьба с подкраской + функциональность изделия привлекают внимание к этому проекту
Эффектные идеи оформления, привлекающие внимание к обыденным предметам интерьера благодаря росписи. Особенно отмечу съемные вставки для ширмы — привычные нам в городецкой росписи круглые панно-композиции не просто приобретают новое оформление — новую функциональность! А ширма начинает играть роль «мини-выставочного зала», в котором можно менять экспозицию — «картины»!
Привлекли идеи: Интерьерные композиции «СЛОВО» и «БУКВИЦА» — как элементы оформления современного интерьера изделиями с традиционной росписью
Символичный и функциональный подарок. Количество «дополнительных» предметов можно менять или предлагать как отдельные элементы оформления, несущие определенные «смыслы»: «дом — полная чаша», «лестница успеха» и пр.
Удачная идея: съемные стенки позволяют выбрать рисунок шкатулки и менять его по настроению. Отмечу, что Валерий Зеленин был резчиком, а не художником городецкой росписи. Для узнаваемости городецкой росписи, возможно, для одной из стенок имеет смысл выбрать более традиционную композицию.
Этот проект — фаворит для меня в этой номинации. Очень понравилась идея «запялить» вышивку, представив ее как экран для бра или для подвесного светильника. Отлично продуманный до «технических мелочей» дизайн, в том числе — простота ухода за тканевой основой (легко самостоятельно снять с основы)
«Ничего лишнего» — вышивка и очень простая основа торшера, представляющая гипюр во всей красоте. Вышивка, принявшая круглую форму абажура, вызывает образ русского головного убора, что добавляет обаяния этому проекту.
Вышивка — как непреходящая ценность ручного художественного труда — подчеркивается всей идеей этого проекта. Конечно, еще одна красивая идея — использование как основы изделия другого нижегородского промысла, участвующего в конкурсе — чернолощенной керамики. Узор на основе перекликается с узором вышивки, создавая цельный образ. Актуальные «электрические технологии», использованные в проекте, придают современный вид изделию.
Непривычное сочетание «металла» и вышивки, возможно, придаст современное звучание изделиям. Отлично продуманный до «технических мелочей» дизайн, в том числе — простота ухода за тканевой основой (легко самостоятельно снять с основы)
Простая и эффектная идея, способная привлечь молодую аудиторию
Светильник «Светлица» прекрасно впишется в интерьер, оформленный в фольклорном стиле, в том числе, изделиями предприятиям «Гипюр». Понравилась идея использования как основы изделия другого нижегородского промысла, участвующего в конкурсе — чернолощенной керамики.
Аксессуары и украшения с вышивкой могут стать интересным направлением. Некоторые изделия уже есть, но как о направлении говорить еще рано. Для конкурсанта отмечу, что Альбом «Искусство в быту» не имеет отношения к Выставке, состоявшейся в 1925 году в Париже, где Коллекция, созданная под руководством Надежды Ламановой, была удостоена 3-х наград — Гран При было присвоено Мосэкуст, Почетный диплом получила лично Надежда Ламанова и золотую медаль получила Наталья Яковлевна Давыдова.
Предложенные идеи соответствуют заявленной автором теме.
Предложенные идеи соответствуют заявленной автором теме — «встраивание элементов с вышивкой в простые современные модели одежды»
Прикроватный светильник прекрасно впишется в интерьер, оформленный в фольклорном стиле, в том числе, изделиями предприятиям «Гипюр». Понравилась идея использования как основы изделия другого нижегородского промысла, участвующего в конкурсе — чернолощенной керамики.
Предложенные идеи соответствуют заявленной автором теме — использование элементов с вышивкой в современных моделях одежды
Эффектный декоративный акцент, позволяющий продемонстрировать красоту ручного керамического изделия традиционного народного промысла
Простое и эффектное предложение, ставящее своей целью продемонстрировать красоту ручного керамического изделия традиционного народного промысла. Привычному для ассортимента семейной мастерской изделию — «вазе» придается новая функция — светильника. При этом сохраняется декоративность и утилитарность изделия.
Понравилась ассоциация: «полено/дым костра»,успешно воплощенная в изделии и «рассказывающего» свою историю через эту ассоциацию. «+»: напольный вариант, еще более «играющий» на образ «поленницы/костра»
Дружелюбный образ забавного существа, дарящего свет. Возможно, его «уши» станут «функциональной» деталью, если провод сделать «регулируемым» — потянул за ухо и опустил абажур на нужный уровень.
Понравилась идея использования для абажура изделия другого нижегородского промысла, участвующего в конкурсе – нижегородского гипюра
Понравилась сочетание деревянных деталей с чернолощенной керамикой, оттеняющее фактуру каждого из материалов.
Понравился образ птицы. и текст-описание идеи.