ПЕТЯ СТАБРОВСКИЙ
Пермь

ЧЕРНОЛОЩЕНАЯ КЕРАМИКА
серия светильников

Задача

При разработке концепции хотелось не просто изменить взгляд на народный художественный промысел, а сконцентрироваться на красоте материала и способе его производства – подчеркнуть фактуру, особенность технологии, которая проявляется в материале.

Ремесленное производство – это то, что передается от человека к человеку, поэтому важно подчеркнуть идею теплого, ручного труда, при этом выбрав для объекта современную и актуальную форму.

Выбор продукта

В качестве продукта я выбрал светильник. С одной стороны, это функциональный объект, освещающий пространство. С другой стороны, светильник может выступать как декоративный элемент – украшать пространство, делать его особенным. Для меня главной задачей стало подчеркнуть, буквально осветить красоту материала.

Концепция продукта

Светильник находится посередине между утилитарным объектом, который необходим для освещения пространства, и декоративным элементом. Мы делаем акцент на фактуру и на скульптурные качества материала и технологии.

Характерная форма для изделий из керамики – это круг (горлышко сосудов в основном круглое, это обусловлено самой технологией и функцией). Хочется сфокусировать на этом внимание, сделать акцент на этот круг, осветить его.

В круг мы помещаем источник света. Его диаметр обусловлен техническими возможностями печи (не должен превышать загрузочный диаметр 180 мм), также есть стандартный размер диаметра патрона е14 (около 45 мм), с помощью которого крепится лампа. Расстояние между кругом – нашей точкой отсчета – и патроном обуславливается высотой печи (не должен превышать 400 мм). В три основных размера вписывается форма – усеченный конус. Для удобства создания форм используется модульная сетка шириной 3 ячейки, высотой – 6, кратная 55 мм.

Усеченный конус – первая форма, подвесной светильник (плафон). Благодаря такой форме круг освещен, черный цвет плафона «гасит» яркий блик, при этом проявляя нюансы его фактуры. Лампочка в узком конусе утоплена достаточно глубоко, мы ее не видим. Так появляется магия – свет исходит прямо из конуса, круглый срез подсвечивается, выявляя красоту материала, мы как бы создаем путь для света.

В рамках заданных условий мы можем создавать и другие формы. Сделать еще один конус и соединить его с первыми усеченными вершинами и перевернуть – свет будет идти вверх. Получается вторая форма, настольный светильник, который сделан из двух конусов, соединенных патроном.

Дальше мы можем изменять форму и пропорции верхней и нижней части светильника.
Использовать разные технологии набора (гончарные, шликерное литье и ручная лепка). Каждая имеет свои особенности, которые превратятся в декоративные элементы. С помощью лощения можно изменять фактуру. Так расширяется диапазон для работы мастера, вариативность светильников. Получается, что это всегда уникальный продукт: можно делать светильники разных форм, по-разному комбинировать элементы лощения и получать многообразные изделия, при этом оставаться в рамках одного принципа. Эту серию можно бесконечно развивать.

Для решения проблемы с выводом провода в настольном варианте, предполагается перед обжигом немного «сбить» пальцем нижний край светильника – это снизит пафос «идеальной формы». Это движение – может стать изящным жестом, который добавит индивидуальности финальному объекту, вроде подписи автора, подчеркнёт, что это ручной труд.

Важно отметить, что мы используем лампу с креплением к патрону Е14 для того, чтобы облегчить и упростить саму конструкцию. Резьбовое соединение на патроне выполняет функцию крепежа двух частей светильника.

Предполагается использовать светодиодную лампу с типом источника света «филамент», которые находятся в стеклянной колбе, потому что морфологически она максимально приближена к лампе накаливания (для которой был разработан резьбовой патрон), но в отличии от которой почти не нагревается и имеет больший срок службы.

Настольный светильник спроектирован под патрон Е14. Но можно, не изменяя размер диаметра усеченной части конуса, увеличить размер отверстия под патрон E27 – это позволит размещать плафон на торшер или подвесы Ikea, которые отличаются хорошим качеством и доступной ценой.

Краткая маркетинговая концепция

  • Кто потребитель продукта (рыночная ниша)?
  1. Дизайнеры интерьеров, декораторы (в т.ч. специализированные магазины, мастерские). Заинтересованы в разнообразии предложения, в индивидуальном подходе к клиенту. Заинтересованы в ответственных поставщиках, уникальных предложениях.
  2. Мужчины и женщины 20–50 лет, с доходом средним и выше среднего. Обладают вкусом, ценят уникальность, качество, ручной труд. Не могут позволить себе дорогие бренды, но хотят получить качественный товар за приемлемую цену.
  3. Корпоративные клиенты. Заинтересованы в уникальных подарках партнерам/сотрудникам.
  • Почему продукт востребован именно сейчас?

В современном перенасыщенном мире есть запрос на ручной труд, теплоту, уникальность и минималистичность. Человечество дорастает до простых форм. Я вижу необходимость обращать внимание на красоту форм, материалов и технологий самих по себе. Это вписывается в тенденцию осознанного отношения к миру. Нам не нужно что-то специально украшать, нужно менять фокус на то, что окружает нас, чтобы больше понимать мир.

  • Что с вашей точки зрения это даст для развития промысла (с точки зрения бизнеса)?

Принцип, по которому создан светильник, подразумевает разнообразие форм и оформления. Разные варианты светильников могут быть востребованы большим количеством людей. Разнообразие и выход на широкую аудиторию предполагает увеличение заказов и большую занятость ремесленников.

Также возможен выход на новые ниши. Можно организовать серию мастер-классов. Согласно технологии, лощение происходит, когда объект уже сформирован. Поэтому для мастер-классов можно предоставлять готовые формы, из которых участники будут создавать свои индивидуальные светильники, работая с лощением и чередованием форм. После обжига люди получат готовые индивидуальные светильники.

  • Как ваш продукт изменит представление о НХП?

Благодаря минималистичной форме светильник может подойти людям, которые в прошлом не являлись потребителями НХП из-за сложности форм, излишней декоративности изделий. Они могут выбрать простую форму и органично «познакомиться» с новым материалом.

Формы для светильника можно получать разными способами (гончарный, шликерное литье и ручная лепка) и они будут отличаться друг от друга. Важно показать разнообразие технологий через разнообразие финального результата (объекта). У каждой технологий есть свои особенности (толщина стенки, способ набора), рассказывая об этих особенностях (например, в рамках мастер-класса по созданию светильников), мы занимаемся популяризацией технологий, а значит делимся знаниями с потребителями, меняем их представление о НХП.

  • Несколько ключевых моментов, которые могут быть использованы для продвижения продукта

Основная площадка для продвижения сегодня – это социальные сети. Также важно заручиться поддержкой лидеров мнений, дизайнеров и попробовать договориться о сотрудничестве с дизайн-изданиями.

Среди главных тенденций современного мира – это ориентация на самообразование, получение новых знаний о совершенно разных сферах жизни (поэтому сейчас так популярны всевозможные курсы, лекции и мастер-классы). Мне кажется, что формат мастер-классов можно использовать как для знакомства с продуктом, так и с самой технологией. Мастер-классы с готовыми формами подойдут людям разных возрастов (дети, взрослые). На примере светильника можно доступно рассказывать о технологии. Простота формы позволяет фокусироваться на технологии, на фактуре и тд.

  • Как бы вы это продавали сами?

Мастер-классы, социальные сети, участие на маркетах и в специализированных выставках.

Кажется, при загрузке файлы потеряли разрешение.
На всякий случай https://drive.google.com/open?id=16kHV_AO39XaKhOSTwNNP2k21i-7ObP52

Рецензии

Хорошая идея , близкая к выбранному материалу и технике
Простое и эффектное предложение, ставящее своей целью продемонстрировать красоту ручного керамического изделия традиционного народного промысла. Привычному для ассортимента семейной мастерской изделию — «вазе» придается новая функция — светильника. При этом сохраняется декоративность и утилитарность изделия.