Хохломская роспись – это яркое самобытное явление русского народного декоративно-прикладного искусства. Художественный промысел возник в XVII веке в Нижегородской губернии и получил свое название от крупного торгового села Хохлома, куда на торги свозились все деревянные изделия.
С середины 1960-х гг. и по настоящее время предприятие «Хохломская Роспись» является крупнейшим производителем художественных изделий из дерева с хохломской росписью.
В 30-х годах прошлого века формируются два основных центра росписи: сёминский – сельский, и семёновский – городской. Отличия в стилистических особенностях: орнаменты с ягодами земляники, рябины, крыжовника. Если вы видите, что на хохломской чашке изображены яблоки или малина, то это точно будет не семёновская, а сёминская роспись.
Визитной карточкой «Промысла» является «зимняя хохлома» в бело-голубой гамме. Особенность предприятия — ориентация на декоративные, сувенирные продукты.
Городецкий промысел существует с середины XIX в. Яркая, не нуждающаяся в термообработке роспись (жанровые сцены, фигурки коней, петухов, цветочные узоры), выполненная свободным мазком с белой и чёрной графической обводкой. Выполняется сейчас практически на любом деревянном носителе — от деревянного елочного шара до детских коников, игрушек, разделочных досок, ложек, столярных и токарных изделий.
Основанная в 1965 г. фабрика «Городецкая роспись» продолжает 170-летние традиции русских мастеров.
В конце XIX века на территории современного Чкаловского района сложился особый вид строчевой вышивки «по выдергу», то есть по крупной сетке, образованной путем выдергивания продольных и поперечных нитей льняного полотна, со звучным названием «нижегородский гипюр», (от французского слова gipur — «воздушная вышивка»).
В 1960 году на базе объединенных промысловых артелей была создана Чкаловская строчевышивальная фабрика, которая в 1998 году была преобразована в ОАО «Гипюр».
Технология дровяного бескислородного обжига известна с XVI века. Преимущество чернолощеной керамики перед глазурованной — не нужно делать второго обжига, а поры запечатываются смолой из густого дровяного дыма.
В 1987 году семья Щипановых восстановила старинное производство с ручным обжигом в уличной дровяной печи с использованием хвойной смолы для чернения. Сейчас это небольшое семейное производство, тщательно следящее за каждым выходящим из их рук изделием.