Темы

Хохломская роспись по дереву (Семенов)

Название промысла

Хохломская роспись

НХП — участник конкурса

Ордена «Знак Почёта» АО «Хохломская роспись»
Крупнейшее предприятие промысла, расположенное в г. Семёнов, Нижегородской области.
Генеральный директор — Краюшкина Елена Валентиновна
Главный художник — Галкина Елена Юрьевна
Художественный эксперт — Дашкова Валентина Семеновна

Сайт предприятия

Выпускаемая продукция

В ассортименте насчитывается более 1000 наименований изделий утилитарного и декоративно-сувенирного назначения. Это многопредметные наборы-сервизы, резные ложки и ковши, братины (ковши для вина), подсвечники, вазы, поставки, бочата, штофы, панно, музыкальные шкатулки. Матрешки, копилки, бижутерия, платки, сувениры, мебель, школьные и офисные принадлежности, новогодние игрушки и подарки. Коллекционные изделия: вазы, панно, шахматы, шкатулки.

Вся выпускаемая продукция имеет сертификаты соответствия и гигиенические сертификаты, а это значит, что из хохломской посуды можно пить и есть, не опасаясь за здоровье. Под заказ выполняются изделия с геральдикой, эмблемами, портретами.

Историческая справка

Акционерное общество Ордена «Знак Почета» «Хохломская роспись» – уникальное предприятие, сохраняющее традиции народного промысла изготовления деревянной посуды, возникшего во второй половине XVII века близ торгового села Хохлома Нижегородской губернии. На протяжении нескольких столетий хохломской промысел является важной частью народной культуры России.

Документы свидетельствуют, что золочение при помощи оловянного порошка применялось в иконописи. Деревянное изделие, покрытое тонким слоем металла и олифы, подвергали прогреванию в печи, от чего оно приобретало золотистый оттенок. Этот способ был воспринят заволжскими ремесленниками и усовершенствован.

Так с XVII века на всю Россию славилась расписная деревянная посуда: «парадная» изготавливалась по особым заказам небольшими партиями. Посудой, сделанной из разных пород дерева, разных форм и художественной отделки, принято было одаривать именитых гостей и иностранных послов. Простой люд пользовался в быту посудой менее ценной, нерасписной.

С 1858 г. хохломские изделия экспортируются на отечественных, а с 1867 года – на зарубежных выставках. После Всемирной выставки 1889 года в г. Париже резко увеличился экспорт хохломских изделий. В XIX в. хохломскую посуду можно было встретить в любом уголке России, а также в Индии, Средней Азии и т.д.

За многовековую историю хохломской промысел претерпел немало взлетов и падений. Огромное значение имело поддержание промысла государством. Так в 1916 г. в Семенове Нижегородское земство открыло Школу художественной обработки дерева, ее возглавил талантливый педагог, и художник Матвеев Г.П. Выпускниками школы была организована промысловая кооперативная артель, названная в 1924 г. «Кустарь – художник». В 1931 г. в связи с увеличением экспортных поставок она получила название «Экспорт», а в 1961 г. – была преобразована в фабрику «Хохломская роспись». В 1971 году на основе фабрики создается производственно-художественное объединение «Хохломская роспись», в 1981 г. оно награждается орденом «Знак Почета». В 1992 г. предприятие было приватизировано.

Сегодня АО «Хохломская роспись» продолжает вековые традиции выпуска изделий с хохломской росписью. В ассортименте насчитывается более 2000 наименований изделий утилитарного и декоративного назначения – это наборы для ухи, десерта, наборы – сервизы около 100 видов (в некоторых до 180 предметов), резные ковши, братины, подсвечники, вазы, поставцы, бочата, штофы, панно, музыкальные шкатулки, ложки, дамские сумочки, бусы, браслеты, серьги и расписная мебель.

На предприятии работает более 600 человек, в том числе 200 художниц, большинство – это высококвалифицированные мастера, формирующие художественную направленность творчества Хохломы и создающие уникальные произведения искусства. Многие сотрудники предприятия имеют почетные звания и отмечены государственными наградами, среди них: Заслуженный работник культуры РФ – 1 человек, почетный гражданин Нижегородской области – 1 человек, обладатель Диплома российской академии художеств – 1 человек, 23 художника удостоены почетного звания «Заслуженный художник РФ», 22 художника являются членами Союза художников России, 14 мастеров имеют звание « Заслуженный мастер Нижегородской области», 10 человек награждены званием «Лучший мастер НХП Городского округа Семеновский».

АО «Хохломская роспись» – крупнейший производитель в России товаров народных художественных промыслов, главная задача которого – сохранить старинный промысел. Изделия с хохломской росписью популярны во всех регионах России и более чем в 50 странах мира. Предприятие работает стабильно, ежегодно увеличивая объемы производства.

Хохломская роспись стала сегодня необычайно тонкой, виртуозной, эмоциональной. В поисках выразительных форм изделий их создатели отталкиваются от лучших традиций русской деревянной посуды. Семеновские художники в совершенстве владеют всеми видами письма.

Мастера «золотой хохломы» стремятся создать изделия полезные и красивые, в которых гармонично сочетаются утилитарное и эстетическое начала. Многое делается для того, чтобы продукция промысла не только могла достойно представлять искусство хохломы на любой выставке – отечественной и зарубежной, но несла радость в жизни и быт наших современников.

Стилистика

В хохломе выделяют роспись «верховую» и «под фон». Теплота, самобытность, поэзия и сказочная красота традиционного узора делают хохломские изделия удивительно прекрасными. Каждое изделие пишется от начала до конца одной художницей без применения каких-либо шаблонов, то есть каждое изделие, по сути, является авторским, индивидуальным. Верховая роспись характеризуется черными и красными цветами на золотистом фоне. В росписи «под фон» происходит инверсия — золотистые рисунки на чёрном или красном фоне. Разница обусловлена техникой нанесения. «Верховое письмо» — это каллиграфический узор, нанесенный краской на золотистую поверхность фона. При «фоновом письме» мастер, наоборот, закрывает цветом золотой фон, оставляя золотыми силуэтные формы, которые затем прорабатываются в деталях.

Из хохломских узоров и орнаментов можно выделить следующие виды. Травка — имеет вид узора из мелких и крупных травинок или веточек. Пряник — чаще всего встречается внутри чаш или блюд, и представляет собой геометрическую фигуру в виде ромба или квадрата, украшенную ягодами, цветами, травой. Кудрина – узор из цветов и листьев, имеющих вид золотых завитков на черном или красном фоне. Листок – изображения овальных ягодок и листочков, расположенных, как правило, вокруг стебля. Перечисленные выше виды орнаментов являются сложными, однако в некоторых случаях мастера используют упрощенные орнаменты. Все хохломские изделия расписываются вручную, роспись при этом нигде не повторяется.

В хохломе нет жёсткого канона. Изделия разных мастеров могут в значительной степени отличаться друг от друга по художественным приёмам, композиции, масштабу элементов и тонкости деталировки.

Технологии и производственный процесс

Деревянную посуду, предназначенную под роспись, вытачивают на токарном станке или выдалбливают из просушенной древесины. Используются местные лиственные породы: липа, осина, берёза. Вырезанные заготовки, которые называют «бельём», необходимо просушить от трех дней до трех недель при температуре 22–28°С, пока влажность древесины не достигнет 6–8%. Длительность сушки зависит от размера изделия.

После сушки «бельё» покрывают масляным грунтом красно-коричневого цвета, отчего изделия становятся похожими на глиняные. После чего изделие на четыре-шесть часов помещают в сушильный шкаф, где температуру поддерживают на уровне 40–50 градусов. Высушенные заготовки охлаждают до комнатной температуры и слегка шлифуют.

Следующий этап — покрытие изделия олифой, сваренной из льняного масла. Олифление производится 3 раза, тоже вручную. После сушки в течение двух-трех часов при температуре 22–25 градусов, когда олифа уже не пристает к рукам, но пленка еще не полностью высохла, изделие олифят второй раз, нанося слой потолще. Последний слой высушивают до «небольшого отлипа» — когда олифа слегка прилипает к пальцу, уже не пачкая его.

Следующий этап — «лужение», то есть втирание в поверхность изделия оловянного (в настоящее время — алюминиевого) порошка. Для нанесения полуды применяют особые приспособления — куколки, представляющие собой тампон из овечьей кожи, к рабочей части которого пришит кусок овчины с коротко подстриженным ворсом. После лужения предметы приобретают бело-зеркальный блеск и готовы для росписи.

Мастера используют термостойкие минеральные краски — охру, сурик, а также киноварь и кармин, сажу, хромовую зелень, разбавляют их очищенным скипидаром. Главные цвета, определяющие характер и узнаваемость хохломской росписи, — красный и чёрный (киноварь и сажа), но для оживления узора допускаются и другие — коричневый, зелёный светлого тона и жёлтый. Для росписи используются тонкие кисточки с беличьим ворсом.

Мастера хохломского промысла ведут роспись на весу. Заготовку опирают о колено, придерживая левой рукой, а правой ведут роспись. Такое положение позволяет поворачивать изделие в любую сторону и под любым наклоном. Кисть с тонким кончиком, поставленную вертикально, ведут к себе, немного вращая в ту сторону, куда изгибается мазок — элемент получается длинный и пластичный. Вся рука свободна от локтя, благодаря чему можно проводить одним слитным движением серии штрихов или длинных мазков на сферических или цилиндрических поверхностях.

Расписанное и просушенное изделие покрывается масляным лаком и закаливается в печи при температуре 120°С. Под действием температуры лак желтеет и изделие приобретает золотистый цвет. Для получения более насыщенного золотого цвета операция повторяется несколько раз. Каждый раз лак наносится очень тонким слоем и хорошо просушивается.

Весь технологический процесс изготовления изделия занимает 58 дней. То есть два месяца требуется, чтобы получилось готовое изделие, будь то небольшая чаша или резной лебедь. Изделие, изготовленное по этой технологии, может быть не просто сувениром, но и вполне утилитарным функциональным предметом.

Что нужно сделать участнику конкурса

Общие требования

Конкурс «Дизайн и Ремесло» — способ найти новую ценность старых промыслов. Для этого необходим свежий, непредвзятый, целостный взгляд на промыслы и их место в современном мире. Взгляд, основанный на самостоятельном исследовании, на личном понимании истории, сложившихся форм производства и продуктов, возможных и желательных изменений. На ощущении того, что неизменно — самого духа народных промыслов.

Участникам конкурса необходимо будет представить концепцию продукта (или серии продуктов) — современных сувениров, художественных аксессуаров и предметов быта, рассчитанных на дальнейший серийный выпуск предприятиями НХП.

Цель конкурса «Дизайн и Ремесло» — создать продукты с высокой художественной ценностью, рассчитанные на современные эстетические запросы, включённость в актуальные культурные тренды и каналы продаж. При этом важно проявить деликатный подход по отношению к местным традициям и мастерам, культуре и художественной ценности ручного труда, контексту использования продукта. Ведь в конечном итоге каждый реализованный продукт станет результатом сотрудничества дизайнера и мастера.

Возможно использование отдельных элементов, изготовленных по традиционным технологиям НХП, для интеграции в более сложные продукты. В этом случае автору необходимо самостоятельно проработать и обосновать эту интеграцию во всех аспектах: коммерческом, технологическом, логистическом и др. В случае выхода в финал с изготовлением прототипа автору необходимо будет взять на себя изготовление и сборку всех элементов, выходящих за рамки технологических возможностей НХП.

Особенности предприятия

Любые изделия с хохломской росписью, с элементами резьбы по дереву.

Полный цикл традиционной технологии задаёт достаточно жёсткие требования к форме, назначению и живописному образу. Однако следует помнить, что хохломская роспись никогда не была неизменной. Даже обычный человек легко отличит образцы 19-го века, от того, что создано в 1960—70-е годы, и то, что производится сегодня. Интересно представить себе и реализовать дальнейшую эволюцию всемирно знаменитого стиля и его носителей. Возможно, эта эволюция, которая действует через участников конкурса, вернёт нас к истокам промысла и на новом витке очистит формы, избавит их от монотонности и избыточной декоративности. Или привнесёт новые, неожиданные художественные приёмы и технологические решения, которые органично впишутся в традицию.