Темы

Хохломская роспись по дереву (Сёмино, Ковернинский район)

Название промысла

Хохломская роспись

НХП — участник конкурса

ООО «Промысел»
Директор — Евгений Соснин

Предприятие расположено в селе Сёмино Ковернинского района Нижегородской области — в самом центре исторически сложившегося места традиционного бытования хохломской росписи по дереву.

http://promysel.nnov.ru/

Выпускаемая продукция

Шкатулки и другие ёмкости из дерева, сувениры и деревянная упаковка с хохломской росписью.

Историческая справка

Способ окраски деревянной посуды «под золото» и само зарождение промысла приписывается старообрядцам, переселившимся на нижегородскую землю на рубеже XVII—XVIII столетий. Среди них было немало иконописцев, мастеров книжной миниатюры. Они принесли с собой тонкое живописное мастерство — каллиграфию свободного кистевого письма и образцы богатейшего растительного орнамента.

В свою очередь, местные мастера отменно владели токарным делом, передавали из поколения в поколение искусство изготовления посудных форм и объёмной резьбы. Искусство Хохломы унаследовало от заволжских мастеров традиционные формы токарной посуды, пластику резных форм ковшей и ложек, а от иконописцев — живописную культуру, мастерство «тонкой кисти» и, что не менее важно, технологию изготовления стойкой «золотой» посуды без применения золота.

Имитация позолоты на дереве связана с применением оловянного порошка. Производство хохломской посуды долгое время сдерживалось дороговизной привозимого олова. Обеспечить им мастеров мог только очень состоятельный заказчик. В Заволжье такими заказчиками оказались монастыри.

Крестьяне вытачивали и расписывали деревянную посуду, а затем везли её для продажи в крупное торговое село Хохлома Нижегородской губернии, где был торг. Отсюда и пошло название «хохломская роспись», или просто «хохлома» — с ударением на первом слоге.

Развитию промысла способствовала близость Волги — главной торговой артерии Заволжья. Гружёные «щепным» товаром суда направлялись на ярмарки в Городец, Нижний Новгород, Макарьев, а оттуда — в южные губернии, Среднюю Азию, Персию, Индию. Англичане, немцы, французы охотно закупали заволжскую продукцию в Архангельске.

Однако в конце XIX века высокое мастерство, отличавшее искусство Хохломы на протяжении нескольких столетий, стало падать — более дешевая фабричная посуда быстро снижала спрос. На тяжелое состояние промысла обратило внимание Нижегородское земство и направило в Хохлому профессиональных художников, которые стали налаживать производство посуды и мебели эклектичных, вычурных форм. Но в нескольких деревнях мастера по-прежнему писали на мисках, чашках и ложках традиционные травные узоры.

В советское время — уже в 1920-е годы — интерес к промыслу возобновился. Мастерам была оказана финансовая помощь, их обеспечили сырьем. Были организованы первые артели в Семенове и деревнях Ковернинского района, где художники вели поиски нового орнамента, переосмысливали исконные мотивы и рисунки, бережно сохраненные и восстановленные по памяти старшими мастерами.

В 1925 г. изделия хохломских художников демонстрировались на Международной выставке в Париже и были удостоены золотой медали. Именно с началом советского периода родился уже не промысел, а всемирно знаменитый бренд «Хохлома». В 1930-х годах. формируются два основных центра росписи: сёминский – сельский, и семёновский – городской. Эти центры и сейчас отличаются стилистическими особенностями.

В 1960-х годах были созданы фабрика «Хохломской художник» на родине промысла и производственное объединение «Хохломская роспись» в Семёнове. В 1969 г. на фабрике «Хохломской художник» была создана экспериментальная творческая группа, которая принесла промыслу международную славу. 1960–1970-е годы можно назвать расцветом в развитии промысла в советский период.

ООО «Промысел» было создано 25 марта 1993 года. Находится в ста километрах севернее Нижнего Новгорода, в том самом месте, где более трехсот лет назад зародился один из самых известных промыслов — хохломская роспись.

Само слово «Хохлома» является названием старинного торгового села Нижегородской области, которое расположено в семи километрах, и куда мастера привозили на продажу деревянную расписную посуду. Предприятие изначально занималось производством изделий с хохломской росписью. В основном это были деревянные шкатулки различных размеров.

Стилистика

Уже 1930-х годах прошлого века формируются два основных центра росписи: сёминский – сельский, и семёновский – городской. Они отличаются стилистическими особенностями, которые довольно сложно описать формально. Характерные для ковернинских мастеров росписи «травка», орнаменты с ягодами земляники, рябины, крыжовника стали уже традиционными. Наиболее заметное отличие — преобладание верховой росписи над фоновой.

Ковернинские мастера любят придумывать разнообразные природные сюжеты. Например, если вы увидите, что на хохломской чашке изображены яблоки или малина, то это точно будет не семёновская, а сёминская роспись. Оттенок золочения в ковернинском производстве более тёплый, из-за обработки изделия в старых кирпичных печах.

Визитной карточкой «Промысла» является т.н. «зимняя хохлома» в бело-голубой гамме.

Технологии и производственный процесс

Ключевое отличие предприятия «Промысел» — ориентация на декоративные, сувенирные продукты. К ним не предъявляется столь жёстких функциональных требований, как к посуде или столовым принадлежностям. Поэтому технологические процессы значительно упрощены и в части заготовок (столярное производство составных изделий, а не ручная резьба из массива), и в части росписи.

Что нужно сделать участнику конкурса

Общие требования

Конкурс «Дизайн и Ремесло» — способ найти новую ценность старых промыслов. Для этого необходим свежий, непредвзятый, целостный взгляд на промыслы и их место в современном мире. Взгляд, основанный на самостоятельном исследовании, на личном понимании истории, сложившихся форм производства и продуктов, возможных и желательных изменений. На ощущении того, что неизменно — самого духа народных промыслов.

Участникам конкурса необходимо будет представить концепцию продукта (или серии продуктов) — современных сувениров, художественных аксессуаров и предметов быта, рассчитанных на дальнейший серийный выпуск предприятиями НХП.

Цель конкурса «Дизайн и Ремесло» — создать продукты с высокой художественной ценностью, рассчитанные на современные эстетические запросы, включённость в актуальные культурные тренды и каналы продаж. При этом важно проявить деликатный подход по отношению к местным традициям и мастерам, культуре и художественной ценности ручного труда, контексту использования продукта. Ведь в конечном итоге каждый реализованный продукт станет результатом сотрудничества дизайнера и мастера.

Возможно использование отдельных элементов, изготовленных по традиционным технологиям НХП, для интеграции в более сложные продукты. В этом случае автору необходимо самостоятельно проработать и обосновать эту интеграцию во всех аспектах: коммерческом, технологическом, логистическом и др. В случае выхода в финал с изготовлением прототипа автору необходимо будет взять на себя изготовление и сборку всех элементов, выходящих за рамки технологических возможностей НХП.

Особенности предприятия

Изделия, преимущественно сформированные столярным способом (например шкатулки, ящики, ширмы), с элементами резьбы.

Тем участникам конкурса, кто более склонен к экспериментам, можно рекомендовать поработать с этой фабрикой, которая динамично развивается, готова к новым стилистическим решениям и оснащена современным комплексом столярной деревообработки.