Закрытое акционерное общество «Гипюр».
Художник-мастер по вышивке — Наталья Харламова.
Строчевая вышивка становится предметом промысла и все женское население сел и деревень от зари до зари сидело за пяльцами, покрывая ажурным узором белое полотно. В 1920-е годы вышивальщицы объединяются в артели. Одна из первых — «Катунская трудовая артель по строчке и вышивке белья» была организована в 1924 году, позднее создается еще несколько артеле. Они успешно наладили выпуск покрывал, накидок, скатертей и занавесей с ажурной ручной вышивкой.
Во время Великой Отечественной войны артели перешли на выполнение заказа фронта: плели маскировочные сетки, вышивали боевые знамена, шили нательное белье. Немногие в это время занимались строчкой. После окончания войны восстановилась прежняя работа артелей.
В 1945–1960 годах производство местного гипюра, называвшегося в те времена горьковским, переживало подлинный расцвет.
1960 год стал переломным в истории промысловых артелей — они переходят в разряд государственных предприятий. На базе объединенных артелей была создана Чкаловская строчевышивальная фабрика, которая в 1998 году была преобразована в ОАО «Гипюр».
В 2004 г. на предприятии открыт выставочный зал «Нижегородский гипюр», рассказывающий о истории возникновения промысла и технологии изготовления строчевышитых изделий.
Техника вышивки «нижегородский гипюр» относится к строчевым видам вышивки, она сквозная. Основой для узора служит сеточка размером от 0,5 до 0,8 см. А формируется эта сетка (рефеть) в цехе заготовка под ажур. Согласно планчику на данное изделие, на ткани намечается расположение будущей сетки. Затем определенные нити основы и утка ткани подрезаются и удаляются, то есть выдергиваются. Инструмент у мастеров заготовки под ажур нехитрый — это сантиметровые ленты, ножницы, иглы. После держки рефеть имеет рыхлый вид, поэтому ее закрепляют в цехе машинной вышивки. Будущая сетка запяливается в круглые пяльца и перевивается. По ее границам прокладывается закрепление более плотного вида, называемое валиком. Одновременно с перевивкой могут вышиваться и машинные элементы гипюра.
Машина лишь подает мастерице нить в заданном ей ритме. При этом она должна виртуозно положить ее в определенном месте рефети тем или иным узором. В цехе ручной вышивки запяливают ткань с тугим натяжением в прямоугольные пяльца. Вышивка производится иголкой и нитками мулине (или льняными).
Для создания узора мастера пользуются традиционными элементами вышивки, из которых рождается все разнообразие и богатство нижегородского гипюра. Интересны названия этих элементов — «куколка», «подковка», «мушка», «настил», «борона», «цепочка», «тень», «сетка» и др. Главным элементом узора, характерным для нижегородского гипюра, являются ромбы, «цветки». Существует около 50 видов швов — разделок, которыми заполняются «цветки».
Сначала в вышивке преобладал геометрический орнамент, позднее широкое распространение получил растительный. Начиная с 80-х годов XX века появляются сложные сюжетные композиции. Когда-то гипюр был белоснежным, цветные льны не выпускались в таком разнообразии как сейчас. В последнее время велик спрос на цветную продукцию изо льна. Поэтому узоры гипюра выполняются в цвет исходной ткани, варьируются лишь нитки по тону.
Предприятие использует в своем производстве натуральные ткани из льна и хлопка и ручную работу, что составляет основу старинного промысла вышивки «нижегородский гипюр».
На сайте предприятия можно посмотреть фотографии технологического процесса. В производстве используется полотна льна шириной 150 и 180 см с плотностью ткани 110-200 г/м2.
Участникам конкурса необходимо будет представить концепцию продукта (или серии продуктов) — современных сувениров, художественных аксессуаров и предметов быта, рассчитанных на дальнейший серийный выпуск предприятиями НХП.
Цель конкурса «Дизайн и Ремесло» — создать продукты с высокой художественной ценностью, рассчитанные на современные эстетические запросы, включённость в актуальные культурные тренды и каналы продаж. При этом важно проявить деликатный подход по отношению к местным традициям и мастерам, культуре и художественной ценности ручного труда, контексту использования продукта. Ведь в конечном итоге каждый реализованный продукт станет результатом сотрудничества дизайнера и мастера.
Возможно использование отдельных элементов, изготовленных по традиционным технологиям НХП, для интеграции в более сложные продукты. В этом случае автору необходимо самостоятельно проработать и обосновать эту интеграцию во всех аспектах: коммерческом, технологическом, логистическом и др. В случае выхода в финал с изготовлением прототипа автору необходимо будет взять на себя изготовление и сборку всех элементов, выходящих за рамки технологических возможностей НХП.