Авторская чернолощёная и обварная керамика семейной мастерской Щипановых,
г. Балахна
Мастер — Владимир Щипанов
Старинная технология дровяного бескислородного обжига известна с 16 века. Преимущество чернолощеной керамики перед глазурованной типом керамики: не нужно делать второго обжига. Отсутствие глазури уменьшает цену изделия, увеличивается прочность и снижается температура спекания.
Мастерская Щипановых — маленькое производство, способное производить мелкие серии (сотни штук). Сам тип керамики считается очень распространённым в России и в мире, но здесь достигнуто уникальное качество: глубокий черный цвет и сочетание матовых и полуглянцевых (лощеных) поверхностей. Лощение — это техника полировки подсушенной глины до красивого блеска без использования глазури, производится заглаживанием вручную.
Особенности технологии: ручной обжиг в уличной дровяной печи (температура 900 градусов) с использованием живицы (хвойной смолы) для чернения и запечатывания пор. Стенка толщиной 8 мм за шесть часов обжига пропитыватся черным насквозь. Только натуральные материалы. Готовая керамика немного пахнет костром.
Доступные технологии: гончарная, шликерная, ручная художественная лепка.
Обычно печь набирается изделиями в течение 10 дней, обжиг идет 6 часов.
Размер печи: загрузочный диаметр 18 см, внутренний диаметр 50 см, высота до 40 см. Большие вещи можно делать по частям, с ручной подгонкой для сборки (после сушки, перед обжигом).
Толщина плоской плитки может быть 7-10 мм.
Может применяться любое текстурирование или клеймение.
Тонкие выступающие части нежелательны из-за ломкости материала при эксплуатации.
Особенности стиля – обязательное сочетание гладких и матовых поверхностей в любой пропорции. Возможны геометричные угловатые формы. Строгого соответствия стилистики (форма, декор) месту производства нет.
Про особенности первоисточника, казариновскую керамику, можно прочитать на Wikipedia.
Конкурс «Дизайн и Ремесло» — способ найти новую ценность старых промыслов. Для этого необходим свежий, непредвзятый, целостный взгляд на промыслы и их место в современном мире. Взгляд, основанный на самостоятельном исследовании, на личном понимании истории, сложившихся форм производства и продуктов, возможных и желательных изменений. На ощущении того, что неизменно — самого духа народных промыслов.
Участникам конкурса необходимо будет представить концепцию продукта (или серии продуктов) — современных сувениров, художественных аксессуаров и предметов быта, рассчитанных на дальнейший серийный выпуск предприятиями НХП.
Цель конкурса «Дизайн и Ремесло» — создать продукты с высокой художественной ценностью, рассчитанные на современные эстетические запросы, включённость в актуальные культурные тренды и каналы продаж. При этом важно проявить деликатный подход по отношению к местным традициям и мастерам, культуре и художественной ценности ручного труда, контексту использования продукта. Ведь в конечном итоге каждый реализованный продукт станет результатом сотрудничества дизайнера и мастера.
Возможно использование отдельных элементов, изготовленных по традиционным технологиям НХП, для интеграции в более сложные продукты. В этом случае автору необходимо самостоятельно проработать и обосновать эту интеграцию во всех аспектах: коммерческом, технологическом, логистическом и др. В случае выхода в финал с изготовлением прототипа автору необходимо будет взять на себя изготовление и сборку всех элементов, выходящих за рамки технологических возможностей НХП.