Темы

Чернолощеная керамика (Балахна)

НХП-участник конкурса

Авторская чернолощёная и обварная керамика семейной мастерской Щипановых,
г. Балахна
Мастер — Владимир Щипанов

Сайт предприятия

Выпускаемая продукция

Авторские объекты: посуда, вазы, кофейные и чайные сервизы, подсвечники, турки, предметы декора, мелкая пластика, скульптуры, музыкальные инструменты — свистульки, окарины и серийный коммерческий продукт (чашки для кальянов и т.п.)

Историческая справка

Казариновская керамика, в традиции которой работает мастерская Щипановых, берёт своё начало в XVI веке, в селе Казариново Больше-Болдинского уезда Нижегородской губернии. К ХХ столетию чёрной казариновской керамики практически не осталось, но в 1987 году семья Щипановых решила восстановить старинное производство. Отличительной чертой казариновской чернолощеной керамики является особый способ обжига глины, а также сложный технологический процесс её подготовки перед тем, как она попадет на гончарный круг.

Технологии и производственный процесс

Старинная технология дровяного бескислородного обжига известна с 16 века. Преимущество чернолощеной керамики перед глазурованной типом керамики: не нужно делать второго обжига. Отсутствие глазури уменьшает цену изделия, увеличивается прочность и снижается температура спекания.

Мастерская Щипановых — маленькое производство, способное производить мелкие серии (сотни штук). Сам тип керамики считается очень распространённым в России и в мире, но здесь достигнуто уникальное качество: глубокий черный цвет и сочетание матовых и полуглянцевых (лощеных) поверхностей. Лощение — это техника полировки подсушенной глины до красивого блеска без использования глазури, производится заглаживанием вручную.

Особенности технологии: ручной обжиг в уличной дровяной печи (температура 900 градусов) с использованием живицы (хвойной смолы) для чернения и запечатывания пор. Стенка толщиной 8 мм за шесть часов обжига пропитыватся черным насквозь. Только натуральные материалы. Готовая керамика немного пахнет костром.

Доступные технологии: гончарная, шликерная, ручная художественная лепка.
Обычно печь набирается изделиями в течение 10 дней, обжиг идет 6 часов.
Размер печи: загрузочный диаметр 18 см, внутренний диаметр 50 см, высота до 40 см. Большие вещи можно делать по частям, с ручной подгонкой для сборки (после сушки, перед обжигом).
Толщина плоской плитки может быть 7-10 мм.
Может применяться любое текстурирование или клеймение.
Тонкие выступающие части нежелательны из-за ломкости материала при эксплуатации.

Стилистика

Особенности стиля – обязательное сочетание гладких и матовых поверхностей в любой пропорции. Возможны геометричные угловатые формы. Строгого соответствия стилистики (форма, декор) месту производства нет.

Про особенности первоисточника, казариновскую керамику, можно прочитать на Wikipedia.

Что нужно сделать участнику конкурса

Общие требования

Конкурс «Дизайн и Ремесло» — способ найти новую ценность старых промыслов. Для этого необходим свежий, непредвзятый, целостный взгляд на промыслы и их место в современном мире. Взгляд, основанный на самостоятельном исследовании, на личном понимании истории, сложившихся форм производства и продуктов, возможных и желательных изменений. На ощущении того, что неизменно — самого духа народных промыслов.

Участникам конкурса необходимо будет представить концепцию продукта (или серии продуктов) — современных сувениров, художественных аксессуаров и предметов быта, рассчитанных на дальнейший серийный выпуск предприятиями НХП.

Цель конкурса «Дизайн и Ремесло» — создать продукты с высокой художественной ценностью, рассчитанные на современные эстетические запросы, включённость в актуальные культурные тренды и каналы продаж. При этом важно проявить деликатный подход по отношению к местным традициям и мастерам, культуре и художественной ценности ручного труда, контексту использования продукта. Ведь в конечном итоге каждый реализованный продукт станет результатом сотрудничества дизайнера и мастера.

Возможно использование отдельных элементов, изготовленных по традиционным технологиям НХП, для интеграции в более сложные продукты. В этом случае автору необходимо самостоятельно проработать и обосновать эту интеграцию во всех аспектах: коммерческом, технологическом, логистическом и др. В случае выхода в финал с изготовлением прототипа автору необходимо будет взять на себя изготовление и сборку всех элементов, выходящих за рамки технологических возможностей НХП.

Особенности предприятия

В технике чернолощеной керамики могут быть разработаны не только традиционные столовые и сувенирные изделия, но и любые другие — от коллекции плитки и интерьерных аксессуаров, до рам зеркал и дверных ручек. Везде, где нужна стойкость керамики и выразительность глубокого матового черного цвета с полуглянцевыми элементами лощения.