Темы

Вышивка «Нижегородский гипюр»

Название промысла

Строчевая вышивка «Нижегородский гипюр».

НХП-участник конкурса

Закрытое акционерное общество «Гипюр».
Художник-мастер по вышивке — Наталья Харламова.

Сайт предприятия

Выпускаемая продукция

Комплекты постельного и столового белья, панно, сувенирная продукция, дорожки, салфетки, рушники, а также юбки, блузы, платья, аксессуары, халаты из льна и хлопка с художественной вышивкой. Принимает заказы на индивидуальные изделия.

Историческая справка

В конце XIX века на территории современного Чкаловского района сложился особый вид строчевой вышивки «по выдергу», то есть по крупной сетке, образованной путем выдергивания продольных и поперечных нитей полотна, со звучным названием «нижегородский гипюр», (от французского слова gipur — «воздушная вышивка»).

Строчевая вышивка становится предметом промысла и все женское население сел и деревень от зари до зари сидело за пяльцами, покрывая ажурным узором белое полотно. В 1920-е годы вышивальщицы объединяются в артели. Одна из первых — «Катунская трудовая артель по строчке и вышивке белья» была организована в 1924 году, позднее создается еще несколько артеле. Они успешно наладили выпуск покрывал, накидок, скатертей и занавесей с ажурной ручной вышивкой.

Во время Великой Отечественной войны артели перешли на выполнение заказа фронта: плели маскировочные сетки, вышивали боевые знамена, шили нательное белье. Немногие в это время занимались строчкой. После окончания войны восстановилась прежняя работа артелей.

В 1945–1960 годах производство местного гипюра, называвшегося в те времена горьковским, переживало подлинный расцвет.

1960 год стал переломным в истории промысловых артелей — они переходят в разряд государственных предприятий. На базе объединенных артелей была создана Чкаловская строчевышивальная фабрика, которая в 1998 году была преобразована в ОАО «Гипюр».

В 2004 г. на предприятии открыт выставочный зал «Нижегородский гипюр», рассказывающий о истории возникновения промысла и технологии изготовления строчевышитых изделий.

Технологии и производственный процесс

Процесс создания изделии с нижегородским гипюром является трудоемким и интересным. Начиная с раскроя ткани, в процессе много ручного труда. Изделия с вышивкой по держке кроятся на разрыв или режутся ножницами по нитке. Это необходимо, чтобы в дальнейшем изделие получилось качественным, а его края были ровными,

Техника вышивки «нижегородский гипюр» относится к строчевым видам вышивки, она сквозная. Основой для узора служит сеточка размером от 0,5 до 0,8 см. А формируется эта сетка (рефеть) в цехе заготовка под ажур. Согласно планчику на данное изделие, на ткани намечается расположение будущей сетки. Затем определенные нити основы и утка ткани подрезаются и удаляются, то есть выдергиваются. Инструмент у мастеров заготовки под ажур нехитрый — это сантиметровые ленты, ножницы, иглы. После держки рефеть имеет рыхлый вид, поэтому ее закрепляют в цехе машинной вышивки. Будущая сетка запяливается в круглые пяльца и перевивается. По ее границам прокладывается закрепление более плотного вида, называемое валиком. Одновременно с перевивкой могут вышиваться и машинные элементы гипюра.

Машина лишь подает мастерице нить в заданном ей ритме. При этом она должна виртуозно положить ее в определенном месте рефети тем или иным узором. В цехе ручной вышивки запяливают ткань с тугим натяжением в прямоугольные пяльца. Вышивка производится иголкой и нитками мулине (или льняными).

Для создания узора мастера пользуются традиционными элементами вышивки, из которых рождается все разнообразие и богатство нижегородского гипюра. Интересны названия этих элементов — «куколка», «подковка», «мушка», «настил», «борона», «цепочка», «тень», «сетка» и др. Главным элементом узора, характерным для нижегородского гипюра, являются ромбы, «цветки». Существует около 50 видов швов — разделок, которыми заполняются «цветки».

Сначала в вышивке преобладал геометрический орнамент, позднее широкое распространение получил растительный. Начиная с 80-х годов XX века появляются сложные сюжетные композиции. Когда-то гипюр был белоснежным, цветные льны не выпускались в таком разнообразии как сейчас. В последнее время велик спрос на цветную продукцию изо льна. Поэтому узоры гипюра выполняются в цвет исходной ткани, варьируются лишь нитки по тону.

Предприятие использует в своем производстве натуральные ткани из льна и хлопка и ручную работу, что составляет основу старинного промысла вышивки «нижегородский гипюр».

На сайте предприятия можно посмотреть фотографии технологического процесса.
В производстве используется полотна льна шириной 150 и 180 см с плотностью ткани 110-200 г/м2.

Что нужно сделать участнику конкурса

Общие требования

Конкурс «Дизайн и Ремесло» — способ найти новую ценность старых промыслов. Для этого необходим свежий, непредвзятый, целостный взгляд на промыслы и их место в современном мире. Взгляд, основанный на самостоятельном исследовании, на личном понимании истории, сложившихся форм производства и продуктов, возможных и желательных изменений. На ощущении того, что неизменно — самого духа народных промыслов.

Участникам конкурса необходимо будет представить концепцию продукта (или серии продуктов) — современных сувениров, художественных аксессуаров и предметов быта, рассчитанных на дальнейший серийный выпуск предприятиями НХП.

Цель конкурса «Дизайн и Ремесло» — создать продукты с высокой художественной ценностью, рассчитанные на современные эстетические запросы, включённость в актуальные культурные тренды и каналы продаж. При этом важно проявить деликатный подход по отношению к местным традициям и мастерам, культуре и художественной ценности ручного труда, контексту использования продукта. Ведь в конечном итоге каждый реализованный продукт станет результатом сотрудничества дизайнера и мастера.

Возможно использование отдельных элементов, изготовленных по традиционным технологиям НХП, для интеграции в более сложные продукты. В этом случае автору необходимо самостоятельно проработать и обосновать эту интеграцию во всех аспектах: коммерческом, технологическом, логистическом и др. В случае выхода в финал с изготовлением прототипа автору необходимо будет взять на себя изготовление и сборку всех элементов, выходящих за рамки технологических возможностей НХП.

Особенности предприятия

Предлагаем участникам подумать про более широкое применение этой техники, чем сейчас. Идеи одежды будут рассмотрены, но интереснее увидеть использование гипюра в другом контексте, например, в аксессуарах, интерьере.

Фото в тему