Темы

Городецкая роспись по дереву

НХП – участник конкурса

ООО «Фабрика Городецкая роспись»
Главный художник — Наталья Приваловская

Сайт предприятия

Временно недоступен.
Можно скачать буклет выставки «Городецкая роспись. к 170-летию промысла» в формате PDF (10 мб).

Выпускаемая продукция

Токарные изделия (вазы, шкатулки, поставки, солонки, панно-тарелки, карандашницы, сахарницы, чайницы, штофы, погремушки, яйца, елочные шары, конфетницы, бочата, игрушки токарные и др.).
Столярные и резные изделия (хлебницы, сундучки, разделочные доски, наборы, шкатулки, панно, коробки, копилки, бары, полочки, игрушки топорные и др.).

Историческая справка

Городецкая роспись – русский народный художественный промысел. Существует с середины XIX в. Яркая роспись (жанровые сцены, фигурки коней, петухов, цветочные узоры), выполненная свободным мазком с белой и чёрной графической обводкой. Выполняется сейчас практически на любом деревянном носителе — от деревянного елочного шара до детких коников, игрушек, разделочных досок, ложек, столярных и токарных изделий. На промысел оказали существенное влияние: корабельная, домовая и и бытовая резьба и городецкий иконописный промысел.

Старый Городец ассоциируется с донцами* прялок, развитие которых имело четыре этапа: резные, резные с инкрустацией мореным дубом, резные и крашенные и наконец, донца с росписью. Простой бытовой предмет приобрел статус настоящего шедевра. Городецкий промысел просуществовал около пятидесяти лет. Его расцвет приходится на 1890-е гг., когда выработка донец доходила до 4 тысяч в год, но уже к началу ХХ в. промысел пришел в упадок.

*Донце (часть прялки, на которой сидела пряха, оно же служило подставкой для гребня, на который навешивалась кудель из шерсти или льна, а из неё вытягивалась пряжа) делалось из широкой доски, плавно сужающейся к головке-подставке с отверстием, куда вставлялся гребень для пряжи. Пряха, окончив работу, вынимала гребень, а донце вешала на стену, и оно украшало избу, напоминая вышитое полотенце. Поэтому народные умельцы уделяли особое внимание украшению досок резьбой и росписью.

Возрождение Городецкой росписи связано с именем художника И.И. Овешкова, его стараниями в деревне Косково была открыта общественная мастерская, объединившая старых живописцев. Овешков принял на себя не только руководство работой мастерской, но и организовал профессиональное обучение художников. Артель работала над панно в сюжетах городецкой росписи, но уже в обновлённых событиях современной жизни: всадники в красноармейской форме, самолёты,, начало колхозной жизни, изба-читальня.

Работа по возрождению городецкой росписи продолжилась в середине 1950-х гг. Аристархом Коноваловым при активном участии Института художественной промышленности, который разработал ассортимент детской мебели: сундучки-укладки, столы, стульчики, коня-качалку, настенные полочки, шкафчики, украшенные растительным орнаментом с включением изображений птиц.

В 1965 г. основное производство расписных изделий перешло в город Городец, где была организована фабрика «Городецкая роспись». Традиции старого «городца» были не только возрождены, но и получили дальнейшее развитие. Не потеряв традиционного орнамента с пышными розами, конями и птицами, фабрика освоила много новых изделий: нарядные декоративные панно, мебель, детские игрушки. В 1969 г. на фабрике создается экспериментально-творческая лаборатория, которая до сих пор занимается разработкой новых изделий и созданием уникальных образцов.

Сегодня фабрика «Городецкая роспись» выпускает разнообразный ассортимент изделий с традиционной орнаментальной, сюжетной росписью и резьбой по дереву.

Технологии и производственный процесс

Не нуждающаяся в термообработке роспись позволяет мастерам использовать самые разнообразные формы, цвета, оттенки. Раньше роспись исполнялась клеевыми красками, иногда масляными, а сегодня – темперой, по чистой поверхности дерева или по цветному фону. Изображение наносится кистью, без предварительного рисунка, свободным ударом. При этом, мастер может использовать всевозможные приёмы: от широких мазков до тончайших штрихов.

Из каждого основного цвета составляется два оттенка: один разбеленный, другой более насыщенный. Роспись выполняется прямо на деревянной основе, или основа грунтуется жёлтым, красным, чёрным цветами. Композицию будущего узора можно наметить тонкими линиями карандаша. Главная задача – наметить размеры основных элементов композиции, или узлов, например, животных и цветов. Опытные мастера пропускают этот этап, сразу нанося рисунок краской.

В узлах композиции широкой кистью наносятся, как правило, пятна правильной круглой формы – основа цветка. Средние детали – нераспустившиеся бутоны – связывают крупные детали между собой; мелкие – веточки, листочки – дополняют тему и мало влияют на общую композицию. Поверх светлых пятен наносятся тонкие мазки вторым, более тёмным колером того же оттенка, например, синим по голубому – обводка. Контур обводки – рисующий, изображает контуры лепестков цветка. На этом же этапе между крупными элементами изображаются листочки, форму которых получают двумя – тремя мазками кисти. Оттенка листьев — оттеняются черной краской. Вся роспись состоит из элементов: круги-подмалёвки, скобки, капли, точки, дуги, спирали, штрихи.

Заключительный этап росписи – нанесение белой и желтой краской штрихов и точек. Этот прием называется «оживкой» и придает работе законченный вид. Выполняется самой тонкой кистью. После высыхания темперы изделие покрывается бесцветным лаком.

На фабрике работает столярный цех, токарные заготовки пока приходится закупать на стороне, планируется открытие экспериментального столярного цеха. Резные изделия изготавливаются резчиками-надомниками.

Стилистика

Городецкие мастера, в отличие от своих соседей, хохломских мастеров, расписывают не посуду, а деревянные панно, шкатулки, сундучки, украшают их празднично-торжественными сценами чаепитий, народных гуляний, катаний на лошадях, соседствующими с изображениями грациозных коней, диковинных птиц и цветов. Художественный язык этого искусства основан на необычности образов, яркой многоцветности колорита и виртуозной технике, важное место в городецкой росписи занимают жанровые сюжеты с позитивной тематикой. Художник может сам выбирать цвета: в отличие от других промыслов городецкая цветовая гамма не фиксирована.

Декоративный принцип городецкой росписи основан на том, что изображение орнамента или фигуры человека, птицы, коня выполняют всегда краской локального цвета. Поэтому изображение имеет хорошо читающийся силуэт на светлом фоне. Декоративный мотив чёрного, синего, тёмно-красного или коричневого цветов прорабатывают белыми графическими штрихами. Исполненные кистью с разной шириной мазка штрихи вырисовывают условный объем формы, создают впечатление живописности и помогают связи декора с фоном и взаимосвязи всех элементов композиции между собой. Известная строгость, симметричность композиций, резкое очертание фигуры коня или птицы восприняты от резьбы по дереву, которая предшествовала росписи.

Животные. Рядом с жанровыми реалистическими мотивами в городецких росписях живут и идеализированные декоративные образы птиц и животных. Встречаются экзотические львы и барсы. Особенно часто изображение горячего, сильного коня или петуха в гордой, воинственной позе. Чаще всего это парные изображения, геральдически обращённые друг к другу.

Цветы. Они всюду разбросаны на поле росписей весёлыми гирляндами и букетами. Там, где позволяет сюжет, мастер охотно пользуется мотивом пышного занавеса, подхваченного шнуром с кистями. Декоративность мотивов подчеркивается декоративностью цвета и приёмов. Поле росписей городецкие мастера щедро усеивают цветами (ромашками, купавками, розами), целыми их букетами и гирляндами. А иногда, где уместно, используется мотив пышного занавеса со шнуром.

Сюжетная роспись: панно на сундуках и крупных шкатулках, разделочных досках и блюдах. Композиция сходна с композицией подарочных прялок: роспись делается в два или три яруса (в верхней части пишется основной сюжет с застольем, свиданием, прогулкой, выездом и т.п., в нижней – сюжеты помогают раскрытию данной темы). Средняя часть, разделяющая ярусы, представлена в виде цветочной полосы. Возможен и другой вариант: изображается основной сюжет, опоясанный цветочной полосой.

Интерьер: сюда относятся сцены застолья, чаепития, свадьбы и выполняются на фоне окна с обязательным изображением стола. Стол заполнен чашками, самоваром или вазой с цветами (символ богатства и достатка). В композицию могут быть включены шторы и часы.

Экстерьер: дома с резными ставнями и наличниками, с печными трубами, украшенными резными петухами, колодцы с крышами, украшенными головами коней. Чаще всего сцены гуляния, выездов и свиданий не делятся на части. На панно воспроизводятся целые улицы с домами, заборами, церквями, растительными мотивами в виде деревьев. Нередко рядом с главными героями можно встретить изображения животных – собак, кошек, петухов, цыплят. При таком построении сюжета главные герои изображаются на переднем плане, более крупно, чем второстепенные, часто их выделяют цветом.

В росписи используются контрастные яркие цвета: зелёный (яркий), красный (напряжённый), синий (глубокий) и еще больше подчеркивающий декоративность мотивов чёрный цвет.

Лица пишут в виде белого кружка, на котором тонкими чёрными линиями обозначены черты человеческого лица. Причёски, как у мужчин, так и у женщин отличаются изысканностью, но в окраске их применяют только чёрный цвет. В изображении самих фигур использовали плоскостное цветовое решение, при котором основные крупные пятна (юбки, жакеты, пиджаки, брюки) окрашивались без контура, в виде однотонного красочного силуэта.

ЧТО НУЖНО СДЕЛАТЬ УЧАСТНИКУ КОНКУРСА

ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ

Конкурс «Дизайн и Ремесло» — способ найти новую ценность старых промыслов. Для этого необходим свежий, непредвзятый, целостный взгляд на промыслы и их место в современном мире. Взгляд, основанный на самостоятельном исследовании, на личном понимании истории, сложившихся форм производства и продуктов, возможных и желательных изменений. На ощущении того, что неизменно — самого духа народных промыслов.

Участникам конкурса необходимо будет представить концепцию продукта (или серии продуктов) — современных сувениров, художественных аксессуаров и предметов быта, рассчитанных на дальнейший серийный выпуск предприятиями НХП.

Цель конкурса «Дизайн и Ремесло» — создать продукты с высокой художественной ценностью, рассчитанные на современные эстетические запросы, включённость в актуальные культурные тренды и каналы продаж. При этом важно проявить деликатный подход по отношению к местным традициям и мастерам, культуре и художественной ценности ручного труда, контексту использования продукта. Ведь в конечном итоге каждый реализованный продукт станет результатом сотрудничества дизайнера и мастера.

Возможно использование отдельных элементов, изготовленных по традиционным технологиям НХП, для интеграции в более сложные продукты. В этом случае автору необходимо самостоятельно проработать и обосновать эту интеграцию во всех аспектах: коммерческом, технологическом, логистическом и др. В случае выхода в финал с изготовлением прототипа автору необходимо будет взять на себя изготовление и сборку всех элементов, выходящих за рамки технологических возможностей НХП.

Особенности предприятия

Самые широкие возможности сюжетной росписи на деревянных носителях любой формы. Предлагайте современные сюжеты, работайте не только с плоскостью дерева но и с 3d-объемами, и помните о художественной и коммерческой стороне продукта.

Фото из музея при фабрике