Виктория Катамашвили
Проводник нижегородских промыслов и ремесел

Автор и руководитель социально-просветительского ресурса о декоративно-прикладном искусстве и народных художественных промыслах Нижегородской области «Мастерская радуги», со-основатель социокультурного проекта «Нижегородское Золотое кольцо народных художественных промыслов и ремесел», член Общественной палаты Нижнего Новгорода, инициатор учреждения «Дня народных художественных промыслов Нижегородской области».

Сейчас сайт «Мастерская радуги» — это «виртуальная энциклопедия» нижегородских мастеров, нижегородских промыслов и ремесел, мест традиционного бытования НХП, дайджест культурных событий региона.

— Я считаю, что народным художественным промыслам России необходимо придать официальный статус нематериального культурного наследия страны – это будет способствовать сохранению и развитию НХП именно с точки зрения передачи традиционных навыков, умений, технологий. И необходимо ратифицировать Конвенцию ЮНЕСКО, что позволит нашим промыслам в дальнейшем войти в «Список нематериального культурного наследия» ЮНЕСКО.

рецензии

Хохломская роспись по дереву (Семенов)

Этот проект - фаворит для меня в этой номинации: привлекла возможность придумать и "сконструировать" самому из большого количества элементов, различающихся как по форме, так и по росписи именно свой вариант изделия; и,особенно, дополнять интерьер изделиями в том же стиле, но другой формы, назначения; деликатность использования росписи; варианты с коллекционной росписью, дополнительные наборы элементов поддерживают интерес к данной линии.
Также "+": традиционность используемой росписи; возможность изготовления и сборки всего изделия на предприятии.
Примечание: автор - Галина Александрова, описание подписано "С уважением, Анжела"?

Хохломская роспись по дереву (Семенов)

Гроздь смородины - один из узнаваемых мотивов в росписи. Удачно обыграна и форма, и цвет ягоды - черная, красная и белая смородина. "Скрытость" росписи внутри ягоды подчеркивает ее ценность. Понравилась идея с постером, повторяющим рисунок росписи в светильнике.
Продумана "сборность" конструкции абажура, позволяющая расписать его изнутри.
Также "+": традиционность используемой росписи; возможность изготовления и сборки всего изделия на предприятии.

Хохломская роспись по дереву (Семенов)

Комод "Парадный" - яркий акцент в интерьере.
Возможность менять между собой ящики в рядах (в верхнем и среднем) - дополнительная возможность создать предмет "под себя"
Также "+": традиционность используемой росписи; возможность изготовления и сборки всего изделия на предприятии.

Хохломская роспись по дереву (Семенов)

Отличная идея - наглядно показать процесс создания росписи в одном наборе.
Также "+": традиционность используемой росписи; возможность изготовления всего изделия (деревянный вариант) на предприятии.

Предложение:рассмотреть возможность использовать эти наборы как декоративные тарелки - украшающие стену между их "утилитарным использованием" как тарелок.

Хохломская роспись по дереву (Семенов)

отрицательно отношусь к данной идее.

Хохломская роспись по дереву (Семенов)

Симпатичная идея для подарка, в качестве сувенира.
"+": возможность изготовления всего изделия на предприятии.
Предложение: дополнить упаковку (коробку или вкладыш) рисунком с мотивами хохломской росписи, элементы которой "просматриваются" в рисунках "бровей" и "глаз"

Хохломская роспись по дереву (Семенов)

Симпатичный подарок, яркий акцент в интерьере.
Возможность не только на свой вкус собрать вариант лампы, но и менять ее вид по желанию.
«+»: возможность изготовления и сборки всего изделия на предприятии, изготовления дополнительных элементов (стеклянного абажура) в области (соседний район)
"?": нет пояснения способа крепления между собой деталей - за счет провода, проходящего через них?

Хохломская роспись по дереву (Семенов)

Неожиданный вариант соединения в одном изделии мотивов традиционной росписи и графических элементов, ассоциативно связанных с известными художественными направлениями,возможно, найдет своих поклонников.
Возможность "бесконечного" продолжения и дополнения линейки предложенных вариантов изделий, в том числе и сувенирной продукции с данными "принтами".

"+": возможность изготовления и сборки всего изделия на предприятии.
"?": необходимость "трафаретного" нанесения графических рисунков

Хохломская роспись по дереву (Семенов)

Отношение к хохломскому панно как к "музейному предмету" благодаря такой его подсветке обращает особое внимание на его красоту.
Вместе с тем мы получаем вполне функциональное изделие, акцент в интерьере.
"+": традиционное изделие - круглое панно с хохломской росписью
"?": необходимость дополнительного оборудования (осветительной арматуры с держателем, на котором закреплено панно)

Хохломская роспись по дереву (Семенов)

Эффектный светильник, позволяющий создавать различные варианты благодаря своей конструкции и возможности использования расписанных и однотонно окрашенных бусин.

"+": возможность изготовления и сборки всего изделия на предприятии.
"?": при использовании не полых бусин конструкция может быть достаточно "весомой".

Как вариант - использование полых бусин, закрывающихся на резьбе, что позволит дополнительно, при желании, менять друг с другом "половинки"

Хохломская роспись по дереву (Семенов)

Хорошая идея для подарка, в качестве игры для детей, так и сувенира для взрослых.

"+": возможность изготовления всего изделия на предприятии.

Предложение: дополнить упаковку (коробку или вкладыш) рисунком с мотивами хохломской росписи, элементы которой представлены в презентации (на черном фоне), так как прямой ассоциации у незнакомого с хохломской росписью, может и не возникнуть.

Хохломская роспись по дереву (Семенов)

Стильная серия функциональных изделий, которая может быть эффектным акцентом в интерьере.
Деликатное использование росписи привлекает к ней внимание.
Возможность выбора изделий комплекта позволяет составить "свою композицию".
«+»: традиционное изделие, возможность изготовления всего изделия на предприятии.

Хохломская роспись по дереву (Семенов)

Привлекает эффектное воплощение матрешки в ювелирном украшении - как в форме самого кольца "матрешки", так и в идеи его "многослойности".
Интересны оба варианта основы, но для реализации на предприятии, возможно, предпочтительна деревянная.

"+": возможность изготовления всего изделия на предприятии в варианте деревянной основы.
"?": Не вполне оправдано использование натурального камня для соединения деталей в случае деревянной основы.
Для вкладки необходима "миниатюрная роспись"; а также навыки работы с ювелирными изделиями при металлическом исполнении основы.

Хохломская роспись по дереву (Сёмино, Ковернинский район)

Отличная идея - наглядно показать процесс создания росписи в одном наборе.

Также "+": традиционность используемой росписи; возможность изготовления всего изделия (деревянный вариант) на предприятии.
Предложение: рассмотреть возможность использовать эти наборы как декоративные тарелки - украшающие стену между их "утилитарным использованием" как тарелок.

«?»: основной ассортимент предприятия – разнообразные шкатулки. Для изготовления посуды необходима работа с «пищевым лаком»

Хохломская роспись по дереву (Сёмино, Ковернинский район)

Функциональный предмет, удачно вписывающийся в тему отдыха на природе.

«?»: основной ассортимент предприятия – разнообразные шкатулки. Для изготовления посуды для горячих напитков необходима работа с «пищевым лаком»;
Необходимость приобретения "основных комплектующих" - колбы термосов.

Хохломская роспись по дереву (Сёмино, Ковернинский район)

Этот проект - фаворит для меня в этой номинации.
Форма изделий ассоциируется с традицией, но вся серия выглядит легко и современно.

Сборка изделий из отдельных деталей, возможно, вдохновит на новые варианты для серии.

"+": новое направление для предприятия - мебель;
изготовление и сборка всего изделия на предприятии.

Хохломская роспись по дереву (Сёмино, Ковернинский район)

Функциональный предмет.
"+" возможность изготовления и сборки всего изделия на предприятии.

Предложение: продолжая "тему колодца" можно дополнить изделие крышкой, защищающей содержимое от пыли.

Хохломская роспись по дереву (Сёмино, Ковернинский район)

Функциональный предмет, вносящий «душевный» акцент в деловую обстановку.

«+» возможность разной ценовой категории – в соответствии с классом «акустической начинки» разработать разные варианты росписи

«-» необходимость приобретения "основных комплектующих" – акустических систем

Хохломская роспись по дереву (Сёмино, Ковернинский район)

Понравилась идея "набор для чая": поднос с подстаканниками - наиболее проработанная идея из предложенных автором.
Отмечу идеи интерьерных композиций и некоторых украшений.

Хохломская роспись по дереву (Сёмино, Ковернинский район)

Предложено новое направление - с учетом "неохваченной" основным ассортиментом предприятия - для аудитории детей и молодых родителей, стремящихся к развивающим, но экологическим игрушкам.
Использование в росписи каждой матрешки отдельных узнаваемых элементом - еще один "+" для ознакомления ребенка с традиционной росписью.

Городецкая роспись по дереву

Привлекательный элемент оформления детской комнаты, привносящий сказочность и яркость городецкой росписи в мир ребенка

Городецкая роспись по дереву

Этот проект - фаворит для меня в этой номинации.
"Возвращение к истокам" - по смысловой наполненности: как и встарь - после работы донце прялки вешалось на стену для украшения избы - традиция обретает новое дыхание и современное звучание.
Преемственность подчеркнута выбором мотивов росписи - с работ старых городецких мастеров. Темный цвет птицы на светлом фоне напомнил еще более раннюю традицию инкрустации резных донец мореным дубом.

Городецкая роспись по дереву

Великолепная идея!
Актуальная интерпретация традиционных "пожеланий" и "напутствий", столь характерных для городецкой росписи - начиная с прялок, мочесников и продолжая более современными панно-картинами.

Городецкая роспись по дереву

натуральное дерево и традиционная резьба с подкраской + функциональность изделия привлекают внимание к этому проекту

Городецкая роспись по дереву

Эффектные идеи оформления, привлекающие внимание к обыденным предметам интерьера благодаря росписи.
Особенно отмечу съемные вставки для ширмы - привычные нам в городецкой росписи круглые панно-композиции не просто приобретают новое оформление - новую функциональность!
А ширма начинает играть роль "мини-выставочного зала", в котором можно менять экспозицию - "картины"!

Городецкая роспись по дереву

Привлекли идеи: Интерьерные композиции "СЛОВО" и "БУКВИЦА" - как элементы оформления современного интерьера изделиями с традиционной росписью

Городецкая роспись по дереву

Символичный и функциональный подарок.
Количество "дополнительных" предметов можно менять или предлагать как отдельные элементы оформления, несущие определенные "смыслы": "дом - полная чаша", "лестница успеха" и пр.

Городецкая роспись по дереву

Удачная идея: съемные стенки позволяют выбрать рисунок шкатулки и менять его по настроению.
Отмечу, что Валерий Зеленин был резчиком, а не художником городецкой росписи. Для узнаваемости городецкой росписи, возможно, для одной из стенок имеет смысл выбрать более традиционную композицию.

Вышивка «Нижегородский гипюр»

Этот проект - фаворит для меня в этой номинации.
Очень понравилась идея "запялить" вышивку, представив ее как экран для бра или для подвесного светильника.
Отлично продуманный до "технических мелочей" дизайн, в том числе - простота ухода за тканевой основой (легко самостоятельно снять с основы)

Вышивка «Нижегородский гипюр»

"Ничего лишнего" - вышивка и очень простая основа торшера, представляющая гипюр во всей красоте.
Вышивка, принявшая круглую форму абажура, вызывает образ русского головного убора, что добавляет обаяния этому проекту.

Вышивка «Нижегородский гипюр»

Вышивка - как непреходящая ценность ручного художественного труда - подчеркивается всей идеей этого проекта.
Конечно, еще одна красивая идея - использование как основы изделия другого нижегородского промысла, участвующего в конкурсе - чернолощенной керамики.
Узор на основе перекликается с узором вышивки, создавая цельный образ.

Актуальные "электрические технологии", использованные в проекте, придают современный вид изделию.

Вышивка «Нижегородский гипюр»

Непривычное сочетание "металла" и вышивки, возможно, придаст современное звучание изделиям.
Отлично продуманный до "технических мелочей" дизайн, в том числе - простота ухода за тканевой основой (легко самостоятельно снять с основы)

Вышивка «Нижегородский гипюр»

Простая и эффектная идея, способная привлечь молодую аудиторию

Вышивка «Нижегородский гипюр»

Светильник "Светлица" прекрасно впишется в интерьер, оформленный в фольклорном стиле, в том числе, изделиями предприятиям "Гипюр".
Понравилась идея использования как основы изделия другого нижегородского промысла, участвующего в конкурсе - чернолощенной керамики.

Вышивка «Нижегородский гипюр»

Аксессуары и украшения с вышивкой могут стать интересным направлением.
Некоторые изделия уже есть, но как о направлении говорить еще рано.

Для конкурсанта отмечу, что Альбом "Искусство в быту" не имеет отношения к Выставке, состоявшейся в 1925 году в Париже, где Коллекция, созданная под руководством Надежды Ламановой, была удостоена 3-х наград - Гран При было присвоено Мосэкуст, Почетный диплом получила лично Надежда Ламанова и золотую медаль получила Наталья Яковлевна Давыдова.

Вышивка «Нижегородский гипюр»

Предложенные идеи соответствуют заявленной автором теме.

Вышивка «Нижегородский гипюр»

Предложенные идеи соответствуют заявленной автором теме - "встраивание элементов с вышивкой в простые современные модели одежды"

Вышивка «Нижегородский гипюр»

Прикроватный светильник прекрасно впишется в интерьер, оформленный в фольклорном стиле, в том числе, изделиями предприятиям "Гипюр".
Понравилась идея использования как основы изделия другого нижегородского промысла, участвующего в конкурсе - чернолощенной керамики.

Вышивка «Нижегородский гипюр»

Предложенные идеи соответствуют заявленной автором теме - использование элементов с вышивкой в современных моделях одежды

Чернолощеная керамика (Балахна)

Эффектный декоративный акцент, позволяющий продемонстрировать красоту ручного керамического изделия традиционного народного промысла

Чернолощеная керамика (Балахна)

Простое и эффектное предложение, ставящее своей целью продемонстрировать красоту ручного керамического изделия традиционного народного промысла.
Привычному для ассортимента семейной мастерской изделию - "вазе" придается новая функция - светильника. При этом сохраняется декоративность и утилитарность изделия.

Чернолощеная керамика (Балахна)

Понравилась ассоциация: "полено/дым костра",успешно воплощенная в изделии и "рассказывающего" свою историю через эту ассоциацию.
"+": напольный вариант, еще более "играющий" на образ "поленницы/костра"

Чернолощеная керамика (Балахна)

Дружелюбный образ забавного существа, дарящего свет.

Возможно, его "уши" станут "функциональной" деталью, если провод сделать "регулируемым" - потянул за ухо и опустил абажур на нужный уровень.

Чернолощеная керамика (Балахна)

Понравилась идея использования для абажура изделия другого нижегородского промысла, участвующего в конкурсе – нижегородского гипюра

Чернолощеная керамика (Балахна)

Понравилась сочетание деревянных деталей с чернолощенной керамикой, оттеняющее фактуру каждого из материалов.

Чернолощеная керамика (Балахна)

Понравился образ птицы.
и текст-описание идеи.